Нередко в различных источниках и публикациях можно найти информацию о смазочных материалах для коммерческих или легковых автомобилей. А вот специальная техника – строительная, погрузочно-разгрузочная, автотракторная находится в тени и освещается недостаточно часто. Какие же смазочные материалы подходят для такого рода техники, в чем особенности ее работы?
Начнем с особенностей работы спецтехники. В отличие от коммерческих транспортных средств и легковых автомобилей спецтехника работает в особых условиях: небольшие пробеги и малые скорости, очень высокие нагрузки, сложные климатические условия (в сильные морозы и в жару, при повышенной влажности и в пыльной среде), работа вдали от поставщиков эксплуатационных жидкостей, наличие специфических узлов в конструкции техники. Например, техника может быть оснащена фрикционными механизмами, такими как, «мокрые» сцепления и «мокрые» тормоза, иметь систему прямого впрыска топлива «common-rail», систему EGR – рециркуляции отработавших газов и др. Поэтому производители смазочных материалов нередко предлагают универсальные масла, входящие в так называемую группу UTTO (Universal Tractor Transmission Oil), которые обеспечивают защиту сразу в нескольких узлах: в трансмиссиях, сцеплении, главных передачах, системах мокрых тормозов, гидроусилителе руля, гидравлической системы и гидротрансформаторов, облегчая тем самым работу технического персонала и машинисту.
Из особенностей работы вытекают следующие правила и требования к смазочным материалам:
1. Смазочные материалы должны иметь высокую стабильность вязкости при перепадах температур (нужно применять высокоиндексные масла, правильно выбирать вязкость смазочного материала и его эксплуатационные свойства).
2. Смазочные материалы должны обеспечивать защиту от износа при работе с высокими нагрузками (нужно правильно выбирать вязкость смазочного материала и его эксплуатационные свойства).
3. Интервалы замены смазочных материалов определяет не по пробегу, а по времени работы - в моточасах.
4. В некоторых видах спецтехники рекомендуется применение универсальных масел (STOU, UTTO, TOU).
5. Смазочные материалы должны работать с фрикционными механизмами без проскальзывания и с минимальным износом (нужно применять масла, предназначенные для работы с мокрыми сцеплениями и мокрыми тормозами).
- В связи с этим можно сделать вывод, что спецтехника требует грамотного подбора смазочных материалов. Мнение, что для строительной и спецтехники техники нужны масла попроще, а, следовательно, подешевле – глубоко ошибочно. А учитывая высокую стоимость такой техники (стоимость некоторых видов спецтехники может в несколько раз превышать стоимость самого современного коммерческого автомобиля) и специфику работы, становиться понятным, что к подбору масел нужно относиться ответственно и профессионально.
- Начинать подбор смазочного материала необходимо с рекомендаций производителя техники. Обычно в инструкции перечисляются все необходимые требования к эксплуатационным жидкостям.
- Для применения в специальной технике, где рекомендованы универсальные масла, AIMOL предлагает полностью синтетические многофункциональные трансмиссионные масла AIMOL Hytran UTTO 10W-30 и 5W-20, соответствующие по своим характеристикам всем современным требованиям производителей специальной техники. Однако для большинства строительной, погрузочной и автотракторной техники для различных узлов трения рекомендованы смазочные материалы по назначению: для использовании в двигателе – моторное, для коробок передач и мостов – трансмиссионное, для применения в гидравлических системах – гидравлическое. Для использования в двигателях компания AIMOL предлагает широкий ассортимент моторных масел: AIMOL Turbo X 15W-40 - минеральное, AIMOL Turbo X Plus 10W-40 – полусинтетическое, AIMOL Turbo Synth Ultra 10W-40 – полностью синтетическое. Эти и многие другие масла, рекомендуемые для спецтехники, рассчитаны на работу в тяжелых условиях и с высокими нагрузками и имеют увеличенный моторесурс. При этом необходимо помнить, что условия работы спецтехники значительно снижает ресурс моторного масла.
- Для трансмиссий специальной техники AIMOL предлагает целую линейку высококачественных трансмиссионных масел. Для главных передач, работающих в очень тяжелых условиях, создано масло AIMOL Axle Oil GL-5 85W-140, для стандартных условий - наилучший выбор масло AIMOL Axle Oil GL-5 80W-90. Для механических коробок передач в зависимости от конструкций и требований производителей коробок компания AIMOL предлагает: минеральное трансмиссионное масло AIMOL Gear Oil GL-4 80W-90, полусинтетические – AIMOL Gear Oil GL-4 75W-90 и AIMOL Supergear 80W-90 (GL-4, GL-5), синтетические AIMOL Synthgear 75W-90 (GL-4, GL-5) и AIMOL Supergear S 75W-90 (GL-4, GL-5). Для автоматических коробок передач – трансмиссионно-гидравлические жидкости AIMOL ATF: ATF Dexron II HD, ATF Dexron III, ATF Multi – синтетическая жидкость универсального применения.
- Особого внимания требует гидравлическая система спецтехники. Строительная техника работает в условиях, в которых применение гидравлических масел с присадками просто необходимо. Для гидравлических систем очень важным показателем является вязкость масла. Поэтому компания AIMOL предлагает гидравлические масла класса HLP различных вязкостей: AIMOL Hydraulic Oil HLP ISO VG 32, 46, 68. А для работы в широком температурном диапазоне наилучшим выбором станет масло AIMOL Hydraulic Oil HVLP ISO VG 32, 46, 68 - это высокоиндексные гидравлические масла, специально разработанные для применения в качестве всесезонного гидравлического масла для высоконагруженной внедорожной техники.
Источник: официальный сайт AIMOL